Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

      

Засновник
Володимир Співаковський





Набір до ліцею

0800 330 810



Система образования "на результат"


Когда-то это все равно пришлось бы делать. Разбираться - какая школа лучше. Не с высоты птичьего полета министерского работника, оценивающего процентаж хорошистов и покладистость директоров, а с простого человеческого вопроса обыкновенных родителей – куда лучше отдать своего ребенка? Но что имеется в виду, когда говорят, что эта или та школа лучше?

Жаль, конечно, что такая неопределенность продолжает раздражать огромное количество людей, хотя в обществе уже накоплен приличный опыт решения таких задач.

В первую очередь – в спорте. Долгое время спорили о том, кто лучше играет в шахматы. Доходило до оскорблений. Спорили до тех пор, пока ученый-математик профессор Эло не догадался СЧИТАТЬ набранные очки и категории турниров по определенной системе. Теперь эта всеми признанная система подсчета рейтинга шахматистов прекрасно действует и всех устраивает. Аналогичная система работает в теннисе, футболе.

Банкиры, столкнувшиеся с необходимостью дать понять вкладчикам - какому банку лучше доверять свои деньги, вынуждены были выделить главные параметры банковской деятельности(уставной фонд, ликвидность, прибыль и т.д.). Они публикуют свои рейтинги и теперь населению и предприятиям легче принять решение в какой банк нести деньги, тем более, в сегодняшней неустойчивой ситуации, когда многие из них лопаются.

Еще тщательней подобная система разработана для сферы обслуживания. Там давно все считают и подсчитывают. Например, в гостиницах – количество и качество предоставляемых услуг. Есть у тебя 8 ресторанов, 10 баров, 3 бассейна, лимузины с водителями, 3 раза в день перемена постельного белья (и еще 46 аналогичных показателей) - НАЗЫВАЙСЯ отелем 5*звездочек. Имеешь только половину этого - можешь претендовать на 4*. Еще вполовину менее качественно - дадут 3*. Располагаешь лишь минимумом удобств - значит ты - мотель 2*. И только после того, как ты отнесен к определенной категории, можешь устанавливать уровень оплаты за свое учреждение.

Так и происходит во всем мире. Хочешь переночевать в мотеле, это будет стоить 20 долларов. В 3* - 50 долларов. В 4* - 100, в 5* - 200 и выше. И любой клиент понимает, что именно ему будет предоставлено за ту или иную сумму.

Так же надо поступить и со школами, особенно платными. Некоторые лицеи из кожи лезут вон, стараются для детей, родителей, общества, беря минимальную плату или работая вообще бесплатно. В других, пользуясь то ли былой славой, то ли громким именем, не предоставляют разнообразия услуг ни образовательных, ни по комфорту, но деньги требуют неимоверные. В третьих поступают по-честному: высокое качество и высокая оплата.
Конечно, родители в растерянности. И хотели бы ясности. Они даже не знают, чего требовать от школьного образования. Вы представляете себе, что вы приехали в гостиницу, с вас берут 100 долларов, но даже не объясняют, за что. Или вам продают билет на поезд, но даже не говорят куда он едет и будет это купе или плацкарт.

Так вот, ясность наступает моментально, как только мы имели бы с вами полный перечень услуг и ценностей, которые должны сопровождать процесс образования. Конечно, тот перечень, который приведен далее, может покоробить некоторых читателей, считающих, что он излишне переполнен.

Но это смотря как посмотреть. Смотря к какому стандарту стремиться. Для некоторых то, что у нас выращиваются неприглядные бесформенные помидоры и яблоки - не беда, они живут по принципу «и так сойдет». Другие хотели бы видеть у себя на столе сортовые, сочные и помидоры и яблоки чтобы и вкусные были, и глаз радовали, как будто выращенные в ботаническом саду.

Должны вам сказать, что столбовая дорога человечества прокладывается именно в направлении высокого стандарта товаров и услуг. Все большему числу людей надоедает жить по принципу «и так сойдет» или «подумаешь, какая разница». Люди остро чувствуют разницу и не хотят больше терпеть халтуру ни от сантехника, ни от садовника, ни от изготовителя холодильника, ни от врача, ни от школы.

Многие уже поняли, что купив дешевые китайские туфли, они не могут рассчитывать походить в них больше, чем три дня. И если хочется, чтобы туфли служили дольше и не позорили вас, придется поискать фирменные и заплатить дороже. Поэтому каждому читателю, наверно, было бы интересно и даже любопытно узнать - а как могла бы или должна была бы выглядеть система образования наших с вами детей в идеале? Чтобы знать хотя бы к чему стремиться.

Нам долгое время демонстрировали и мы долгое время смирялись с тем, что лучшая машина - «Волга», лучшие обои - корюковской фабрики. Теперь горизонты раздвинулись. Говорят даже, что мы направляемся в Европу. Но там живут по другим стандартам. Не потому что они богаче. Просто они не хотят жить по-свински.

Они ставят высокие цели и добиваются их. Решили, что должно быть огромное, избыточное разнообразие еды, и теперь имеют выбор. Решили ездить по нормальным дорогам - построили автобаны и счастливы. Решили, что вокзалы и поезда - это не хлев и поддерживают там стерильную чистоту, обивая велюром диваны в вагонах.

Высокие стандарты устанавливаются во всех сферах жизни, и все больше стран живет по принципу «все, чего ты хочешь добиться - ты можешь добиться». Образование - не исключение. Многие страны, даже не очень богатые, приступили не на словах, а на деле, к реформированию своих образовательных стандартов, им не только надоело выслушивать жалобы со всех сторон - от студентов, родителей, преподавателей, политиков, журналистов. Они с ужасом обнаружили новую реальность.

В Европе уже сейчас имеется 300 000 высокооплачиваемых должностей в государственном секторе и на частных предприятиях, которые некому занять - нет квалифицированных специалистов. Нет таких, которых называют универсальными профессионалами. В Америке недосчитываются еще больше - 500 000 таких профи.
Где их брать? Как их учить? Кто это должен оплачивать?

А на другом полюсе - наши стандарты: научить трем вещам - писать, читать, считать. И дать еще небольшой минимум знаний, достаточный для того, чтобы часть детей просто хоть как-нибудь закончила школу и вышла в жизнь, а другая часть поступила в институт, и впоследствие пополнила , скорее всего, армию безработных. Картина получается и впрямь, неприглядная.

Говорят, что не хватает денег... Это слабый аргумент. Не все измеряется деньгами. У нас в стране огромное количество малообеспеченных семей, где женщины приходят с работы, и из недорогих продуктов готовят вкусный обед. И наоборот, есть хозяйки, которые даже из деликатесов ничего не умеют приготовить.

Мой друг, американец, однажды спросил меня: «знаешь, чем мы отличаемся от вас?» Вы составляете правила и ограничения, очерчивая вокруг себя как бы круг, и лихорадочно думаете, как вам в этом круге жить. А мы ставим перед собой цели и думаем, какого радиуса круг или эллипс нарисовать, чтобы добиться желаемого.

Поэтому хотелось бы помечтать и попробовать предположить, что будет, если мы установим для своей страны и своих людей высокие стандарты. Попозже мы приведем аргументы, что все это не так уж, собственно, и дорого. Ведь если у нас нет денег , чтобы сделать что-то хорошо, то где мы возьмем потом деньги на переделку?

Сейчас мы приведем полный перечень параметров, которые должны характеризовать систему образования с точки зрения потребителя (клиентов, родителей), хотя не все из них, конечно, будут оцениваться в окончательном рейтинге. То есть, мы отвечаем на такой длинный вопрос: «Что бы хотели родители, в каких условиях, в какой среде они бы предпочитали, чтобы воспитывался и набирался ума и опыта их ребенок, чтобы вырасти умелым и достойным человеком?»

Ответ нетрудно предположить. Так же, как все системы автомобиля (тормозная, электрическая, гидравлическая, механическая, зажигания) должны работать идеально, иначе машина просто не поедет, то нам всем понятно, что это - стандарт! Абсолютно все исправно работающие системы автомобиля - это стандарт! А вот такого высокого стандарта в образовании не придумали!

Конечно, понятно и то, что можно все-таки ехать с выбитым окном или с потухшей фарой, или с порванным сиденьем, или с неработающим спидометром, ссылаясь на нехватку средств, или времени. Или вообще делая вид, что все в порядке, и ничего страшного. Так и с образованием. Мол, ничего страшного. И так сойдет... Только потом не будет работы.
Жизнь пройдет мимо. В бедности.

Говорят, что результатам нельзя научить, мол, жизнь научит. А если не научит? И зачем тогда, собственно, школа? И что плохого, если в школе этому-таки будут учить?!

Конечно, есть родители, которые не сильно задумываются над тем, чему учат детей в школе. Ходит, да и ладно. Хоть под присмотром находится, да и то хорошо. Причем, правильно понимают, что детей учат примерно тому же, чему и их самих еще не так давно учили - математике, физике и прочим наукам.

Но ведь учеными становятся всего лишь 3% населения, а жизненные, человеческие навыки желательно иметь всем. И где как не в школе этим навыкам обучать. Лучшие в мире школы это делают, успевая, конечно и наукам посвятить значительное время.

Конечно, Украина по-прежнему сильна в обучении наукам, и наши школьники занимают призовые места на международных олимпиадах, мы справедливо этим гордимся. То есть ставим задачу побеждать на олимпиадах - и часто эту задачу выполняем, создавая спецшколы, нацеливая юные дарования на успех по выбранному предмету и... поставленная цель достигается. Таким образом мы цель ставим и неплохих ученых выращиваем.

Жаль, что мы не ставим цель - хорошо жить. Иначе, мы позаботились бы о том, чтобы организаторов хорошей жизни учили бы со школьных лет так же целенаправленно, как и победителей научных и спортивных олимпиад. Мы, украинцы, люди очень настырные, и мы бы этой цели добились.

Жаль, что мы не ставим цель - вырастить человека «умелого». Иначе, мы позаботились бы о том, чтобы он приобретал нужные для реальной жизни полезные навыки еще со школьных лет так же целенаправленно как мы заставляем его выучивать котангенсы и валентности.

Что произойдет в 3-ем тысячелетии? В 3-ем тысячелетии верх возьмет здравый смысл. Знания, характерные для эпохи средневековья и промышленной революции 18-го века, уступят место знаниям и навыкам, необходимым в эпоху информационной революции ( все-таки, другие скорости). И первые роли будут играть люди, обладающие всем перечнем перечисленных нами выше умений и навыков.

Теперь понятно, как подсчитывать рейтинг учебных заведений, или категорию (количество звездочек), к которой школа, лицей или колледж могут себя отнести – по уровню качества и количества выполняемых образовательных и инфраструктурных услуг, а также в какой степени они достигают по-настоящему нужных и полезных результатов. И тут же станет ясно, сколько это может стоить как для собственника школы, так и для каждого родителя. Вот теперь ему ясно куда отдать своего ребенка учиться и на что при этом рассчитывать.

Уроки "Ум и эрудиция"

Уроки "Стиль жизни"

Уроки Счастья

Уроки Богатства

Уроки "Наследник"

Уроки "Социальной ответственности бизнеса"